Мост На Сахалин.Общественное движение в поддержку строительства мостовых переходов Хоккайдо-Сахалин-материк
ГлавнаяНовостиИсторияАналогиПроголосуй "ЗА"Прими участиеПубликацииМненияНаши баннеры

Уважаемые посетители!

По объективным причинам сопровождение проекта в виде отдельного сайта стало затруднительно, да и социальные сети предоставляют нам отличные инструменты, так что:

обновления на странице сообщества Мост на Сахалин на Facebook!

Обязательно ждём вас в подписчики!

Страница сообщества Мост на Сахалин в Facebook. Присоединяйтесь!

Публикации

Русский гольфстрим. Великий проект для великой России

Русский гольфстрим. Великий проект для великой России


Сознание необъятности нашего Отечества является одной из отличительных особенностей русского склада ума.

«Широка страна моя родная» – эти известные строки с самого детства откладываются в памяти каждого из нас.

Даже после катастрофы 1991 года Россия остаётся самым большим государством мира, простираясь на одной восьмой части суши. Однако не надо обольщаться нашими просторами. Специалисты предпочитают говорить об «эффективной территории». Под этим термином подразумевают территории со среднегодовой температурой выше -2°C и высотой не более 2000 м над уровнем моря. Считается, что только такие территории могут быть сколько-нибудь сносно обустроены для жизни. Если оценивать страны исходя из этого критерия, то самой большой территорией обладает Бразилия, затем идут США, Австралия и Китай. Россия в этом ряду только пятая. Лишь на трети её территории (5,5 млн км2) можно эффективно вести хозяйство.

Увы, мы – страна холодная. О том, как это сказывалось и сказывается на нашей демографии, экономике, истории и политике написано немало книг, а потому повторяться не будем. Зададимся лучше вопросом, почему это так. Ответ, казалось бы, очевиден: Россия – страна северная. Однако это только часть правды: огромные, малоосвоенные территории Дальнего Востока находятся на широтах вполне умеренных. Так, например, северная оконечность Сахалина расположена южнее Москвы, а Владивосток – на широте Сочи. И вместе с тем климат там не сахар, достаточно сказать, что порты Владивостока и Находки замерзающие, что является колоссальным контрастом по сравнению с незамерзающим Мурманском, находящимся за полярным кругом, почти на 3000 км севернее.

Дело, разумеется, в Гольфстриме, о существовании которого знают даже школьники. Мощное океаническое течение, несущее массы нагретой воды с экваториальных широт Атлантики в сторону Европы, является для последней своего рода гигантским калорифером. Именно оно делает климат западной части нашей страны относительно мягким.

Другое дело – Дальний Восток. Из высоких широт, вдоль Чукотки, Камчатки и Курильских островов, подчиняясь действию силы Кориолиса, в сторону Японии движется холодное тихоокеанское течение. Полузакрытое Охотское море, хотя и находится в умеренных широтах, только с июня по октябрь свободно ото льда. Подобно гигантскому холодильнику, оно остужает все окрестности.

Варианты расположения плотин

Японское море относят к морям закрытого типа. Все его проливы достаточно мелкие. Приливная волна приходит с юга, через Корейский пролив, спадает по мере расширения протоки и вновь начинает возрастать на севере, в Татарском проливе. Обратите внимание на специфическую воронкообразность последнего.

Южнее находится Японское море. Его относят к закрытым морям. Субарктическое на севере и тропическое на юге, оно отделено от других морей и океанов рядом относительно узких и неглубоких проливов. Это Татарский пролив, пролив Лаперуза, Цугару и самый большой и глубокий – Корейский (Цусимский) пролив. Именно через Корейский пролив дважды в сутки с юга в Японское море приходит большая приливная волна, достигающая на входе высоты в три метра, быстро спадающая по мере расширения протоки и вновь возрастающая в воронкообразном Татарском проливе до высоты в 2,3-2,8 метров* (*«Атлас по океанографии Берингова, Охотского и Японского морей».)

Средняя разница температуры воды в Охотском море и Татарском проливе составляет +5°С, при том, что до последнего не доходит теплое течение Кура-Сио. Перепад температуры в пределах всей акватории Японского моря во все сезоны остается почти постоянным и равным +13-+15°С. Так в август, наиболее теплый месяц, когда температура воды на севере равна +13-14°С, на юге, в Корейском проливе, она достигает +27°С. Это, пожалуй, единственное в своем роде море с таким большим температурным контрастом между севером и югом.

Предложение автора состоит в том, чтобы соединить Сахалин с континентом двумя мощными плотинами. Одна из них, относительно малая – северная – должна быть поставлена в самом узком месте– в проливе Невельского, а вторая – южная – пройдет ориентировочно по линии Советская гавань-Углегорск или чуть севернее. Таким образом удастся «огородить» акваторию площадью примерно в 30000 км2.
Если попеременно открывать и закрывать северную и южную плотины, то, используя энергию приливов и отливов, можно создать гигантский насос, который начнёт перекачивать воду из Японского моря в Охотское. Если исходить из высоты прилива в 2 метра и площади акватории в 30 тыс. км2, то из Японского в Охотское море будет «за такт» уходить до 60 кубических километров воды. Поскольку прилив происходит два раза в сутки, то ежедневно в Охотское море будет вливаться 120 кубических километров, что составляет 1/18 часть от мощности Гольфстрима (2160 куб. км/сутки). Если же и этого объёма окажется недостаточно, то, изменив расположение плотин, можно довести площадь акватории до 40, а то и до 50 тыс. км2. Это усложнит строительство (чем дальше на юг, тем больше глубина Татарского пролива), но не принципиально.

Варианты расположения плотин

Один из вариантов расположения плотин. Величина огороженной акватории – около 30 тыс. км2. К сожалению, чем южнее, тем больше глубины, тем проблематичней строительство. Можно дополнительно увеличить «мощность» сооружения, передвинув северную плотину на границу Амурского лимана и Сахалинского залива.

Поскольку средняя глубина в проливе Невельского составляет около 5 метров, а ширина не превышает 8 километров, то он может оказаться «узким местом» во всех смыслах, так как будет не в состоянии пропускать через себя такие объёмы воды, а потому, возможно, потребуется углубление дна в этом районе.

Как только сооружение будет введено в эксплуатацию, водные массы Татарского пролива прийдут в движение, станут перемещаться на север со скоростью до 10 километров в сутки и будут полностью обновляться в течение трёх месяцев. На место ушедшей, более холодной воды с юга будут приходить тёплые воды Кура-Сио.

Уже в течение первого года с момента запуска сооружения дадут о себе знать положительные климатические изменения. Уменьшится температурный контраст между севером и югом Японского моря. Порты Владивостока и Находки отныне навсегда очистятся ото льда. Постепенно тёплые воды растопят льды Охотского моря, оно начнёт лучше прогреваться солнцем и со временем станет таким же незамерзающим, как и Баренцево. Наличие большого тёплого водоёма окажет благотворное влияние на все окрестности. Вечная мерзлота отступит в глубь континента. Даже на северном побережье Охотского моря, в Магадане, климат станет гораздо более мягким, близким к петербургскому или архангельскому, а Сахалин и Шанторские острова получат шанс стать дальневосточными Юрмалой или Палангой, не говоря уже о Приморском крае, где, вероятно, станет возможно выращивание субтропических культур.

Помимо улучшения климата, сооружённая дамба сможет быть использована для создания гигантской приливной электростанции. В силу значительных размеров ограждаемой акватории, даже сравнительно небольшой перепад высот несёт в себе значительный энергетический потенциал. Предварительные расчёты позволяют говорить о 240 млрд. кВт/ч в год. Если удастся «освоить» 50% этой энергии, это будет равносильно созданию электростанции, равной по мощности четырём Братским ГЭС, что позволит с лихвой покрыть энергетические потребности Сахалина, Хабаровского и Амурского краёв на долгую перспективу.

Идеи «утепления» Дальнего Востока давно витали в воздухе. К сожалению, все они носили половинчатый характер. Предлагалось в проливе Невельского построить одну плотину: под действием приливов вода из Охотского моря то заходит в Татарский залив, то уходит обратно, и, играя задвижками на манер демона Максвелла, авторы полагали изменить климат Тихоокеанской России. Некоторые, для усиления эффекта, предлагали возвести две плотины рядом, огородив таким образом акваторию в 100 км2. Однако и в этом случае объём перекачиваемой в Охотское море воды ничтожен и несерьёзно говорить о сколько-нибудь существенном влиянии на климат региона. Отчасти подобная робость объясняется попыткой авторов сделать проект как можно менее затратным.

Увы, хотим мы того или нет, но великие дела требуют великих усилий. Попытка климатических преобразований малыми затратами, «как бы между прочим», столь же забавна, как попытка пробить в ЖЭКе финансирование марсианской программы (почитайте «Аэлиту»). Полет человека в космос, освоение атомной энергии или строительство БАМа – всё это нетривиальные задачи, требующие самоотверженного труда многих сотен тысяч и миллионов людей, причём нередко без всяких гарантий на успех и немедленную отдачу. Зачастую, пожинать плоды неимоверных усилий доводится следующим поколениям.

Предложенный проект воистину грандиозен. Если на создание малой, северной плотины требуется относительно немного средств и она действительно может быть создана «в штатном режиме», то сооружение южной плотины станет беспрецендентным в мировой практике инженерным сооружением. Фактически, речь идёт о том, чтобы перегородить море, повторить столь поражавшее воображение современников деяние Ксеркса, велевшего соорудить из своих кораблей понтонную переправу через Дарданеллы и переехавшего на колеснице по ней из Азии в Европу.

Ширина Татарского пролива в месте предполагаемой южной плотины составляет около 120 километров, глубина – до 200 метров. Чтобы только его перегородить, потребуется, по самым грубым оценкам, насыпать не менее десяти кубических километров грунта, не говоря уже о шлюзах и прочих сопутствующих сооружениях.

Здесь простой драгой не обойдёшься. Необходимо будет разработать и создать гигантские землеройные снаряды огромной производительности. Длиною до километра и диаметром «кишки» в два-три метра, они, подобно исполинским дождевым червям, будут утыкаться «мордой» в морское дно и всасывать в себя песок и гальку со скоростью до десяти и более кубометров в секунду. Возможно, потребуются какие-то другие машины– подводные роторные экскаваторы и т.п.

Логика великой стройки подхлестнёт весь регион. Некогда безлюдные места начнут быстро обживаться. Как грибы вырастут города и посёлки. Потребуется огромное количество бетона, металлопроката, что приведёт экономику всего края в движение. Освоение Дальнего Востока, о необходимости которого столь много говорилось последнее время, станет свершившимся фактом. Сахалин, служивший некогда местом ссылки, Приморский и Хабаровский края станут той твёрдой опорой, на которую сможет опереться русский народ, чтобы окончательно закрепиться на Тихом океане и развеять у наших недругов последние иллюзии по захвату этого региона.
Освоение технологий столь масштабных строек окажется полезно и в дальнейшем. Следующим логическим шагом станет сооружение приливной электростанции в Пенжинской губе, находящейся в самой северо-восточной части Охотского моря. Ширина губы– около 65 километров, глубина – до 60 метров. Приливы здесь самые большие в Тихом океане. Высота приливной волны на входе в залив составляет от
5 до 7 метров.

Варианты расположения плотин

После Сахалинской стройки строительство подобного сооружения покажется сущим пустяком. Однако этот «пустяк» станет воистину «Энергетическим Клондайком». На сегоднящний день уже существует проект Пенжинской ПЭС мощностью в 87 гВт. Это позволило бы производить до 430 млрд. кВт/ч в год, что составляет половину (!) от всей произведённой в 1996 году в России электроэнергии.
Вдумайтесь, речь идёт об одной единственной электростанции! А ведь энергетический потенциал Охотского моря этим не исчерпывается. Есть ещё возможность строительства приливных электростанций в районе Шанторских островов, Тугурской и Удской губы с сопоставимым суммарным потенциалом.

Даже с учётом самых смелых прогнозов грядущего развития Дальнего Востока такого количества электроэнергии нам хватит с избытком, а потому излишки можно будет продавать нашим восточным соседям, посадив их на «энергетическую иглу». Мы ведь, кажется, назвались «энергетической сверхдержавой»? Что же, давайте соответствовать. В отличие от нефти и газа, этой энергии хватит на десятки тысяч лет.
Создание «русского гольфстрима» станет не только первым климатическим проектом в истории человечества, но и откроет эру «прикладной географии». После возведения такой плотины, создание новых островов, пусть пока и на мелководьях, станет повседневным делом. В мировом океане достаточно мест, где морское дно, вплотную приблизившись к поверхности, так и не сумело стать сушей.

Пока писалась эта статья, автору попалось в Интенете сообщение, что японцы, больше других преуспевшие в деле создания новых островов, намерены вырастить коралловый остров на остатках рифа в 1700 километрах от Токио, чтобы сохранить за собой права на прилегающий участок океана, поскольку два южных острова Хигасикодзиме и Китакодзиме общей площадью восемь квадратных метров (!), около которых находится риф, постепенно уходят под воду.

В данном случае речь шла пока только о том, чтобы сохранить право. Кто, однако, сказал, что завтра ведущие державы мира не начнут в спешном порядке перекраивать не только политическую, но и физическую карту мира, насыпая то тут, то там новые острова, чтобы объявить свой суверенитет над соответствующей частью мирового океана. Политическое значение от освоения подобных технологий очевидно, но и экономические выгоды могут оказаться немалыми (рыболовство, туризм). И это не фантазия. Не забывайте, сколь велики были затраты на запуск спутников на заре космонавтики, сколь смелыми казались тогда идеи коммерческого освоения околоземного пространства. Кто тогда мог всерьез помышлять о космическом туризме?

Владимир Грибачёв | Рига, 2007

Материал предоставлен журналом "Сверхновая реальность"

Подписка на материалы проекта Мост На Сахалин Подписка на рассылку.
Введите свой e-mail
Подписчиков - 3557

Проголосуй ЗА

Оставьте свой голос в поддержку строительства мостового перехода!
Голосов - 3012
Фамилия:
Имя:
Отчество:
Город:
E-mail:
получать рассылку
Картинка:
Фраза на картинке:
Ваш голос будет занесен в список проголосовавших за строительство мостового перехода, размещенный на сайте и может быть использован для обращения в заинтересованные организации.

Сахалинские проекты развития: обращение ДВИЖЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Восточный коридор развития
Новый Дальний Восток
Подписка на журнал Вестник ДФО

Ссылка по теме

Если у вас есть интересная информация по проекту, размещенная в сети, отправьте нам ссылку на нее.

Главная  |  Новости  |  История  |  Аналоги  |  Проголосуй "ЗА"  |  Прими участие  |  Публикации  |  Мнения  |  Наши баннеры

Движение развития    Институт мирового развития развития    Институт демографии, миграции и регионального развития

Информационное агентство Острова    Инновационные регионы
Проект Мост На Сахалин
В поддержку строительства мостовых переходов Хоккайдо-Сахалин и Сахалин-материк

Обратная связь

Прими участие в проекте

 

Дизайн, программирование, поддержка и управление
Интернет компания ADES ©
АНО Учебный Центр "Активное Образование"

 

Rambler's Top100   Яндекс цитирования