Главная | Новости | История | Аналоги | Проголосуй "ЗА" | Прими участие | Публикации | Мнения | Наши баннеры |
Уважаемые посетители! По объективным причинам сопровождение проекта в виде отдельного сайта стало затруднительно, да и социальные сети предоставляют нам отличные инструменты, так что: обновления на странице сообщества Мост на Сахалин на Facebook! Обязательно ждём вас в подписчики! Страница сообщества Мост на Сахалин в Facebook. Присоединяйтесь!
|
ПубликацииО возможности улучшения климата нашего побережья Японского моряДокладная записка земского начальника 8-го участка Старобельского уезда Харьковской губернии Владимира Буткова В последнее время вновь заговорили о возможном строительстве тоннельно-мостового перехода через пролнв Невельского. В средствах массовой информации появилось немало публикаций, посвящаемых этой проблеме, В том числе с углублением в историю вопроса. При этом называют фамилию человека, который первым предложил построить дамбу через пролив. Это якобы был харьковский купец Гудков... Однако в данном случае имеет место либо некоторое заблуждение, либо обычная описка. Первый проект строительства дамбы через пролив Невельского был действительно внесен жителем Харьковской губернии. Но этого человека звали иначе — В. Бутков. Он был земским деятелем — начальником 8-го участка Старобельского уезда Харьковской губернии, «в запасе артиллерии капитан». 21 декабря 1891 г. Владимир Васильевич Бутков отправил почтой в адрес приамурского генерал-губернатора, генерал-адъютанта барона Корфа докладную записку «О возможности улучшения климата нашего побережья Японского моря». Записка эта настолько любопытна, что и сейчас читается с живейшим интересом. Видно, что ее писал высокоподготовленный человек, глубоко знающий Дальний Восток того времени, видимо, немало прослуживший здесь ранее. К сожалению, более широких сведений об этом человеке разыскать не удалось. Его превосходительству Приамурскому Рассматривая карту наших берегов, мы находим много прекрасных гаваней; только немного в этих бухтах и заливах, за исключением военных постов, других более значительных поселений, несмотря на то что край этот присоединен к России более 30 лет тому назад. Причина такого печального явления главным образом заключается в холодной воде морского течения, которое берет свое начало в лимане р. Амур и через Сахалинский (Татарский. - Прим. ред.) пролив протекает в Японское море. Здесь это течение прижимается к нашему побережью, вдоль которого, в особенности летом, оно постоянно и наблюдается не только в наших пределах, но и далее - гораздо южнее, у берегов полуострова Кореи. Неизбежным следствием такого явления бывает то, что летом над всей поверхностью воды этого холодного течения воздух значительно охлаждается, господствующие летом восточные ветры приносят к нашим берегам теплые испарения Японского моря. От смешения этого теплого и влажного воздуха с холодным, образующимся над лиманным течением, происходят те весьма густые туманы, которые по неделям висят над нашими берегами, заслоняют солнечные лучи и не позволяют им нагревать землю и вместе с тем способствуют значительному понижению температуры воздуха на побережье и совершенно мешают почти всякой растительности. Из прилагаемых карточек Восточной Азии, на которых нанесены изотермы месяцев января, мая, июня, июля, августа и сентября поданным, взятым из новейшего соч. Воейкова «Климаты земного шара», а также теплые и холодные морские течения в прилегающих к нашим важнейших морях, можно видеть степень вредного влияния, которое оказывает на наши берега холодное лиманное течение. Зимою, когда это холодное течение едва заметно, теплые испарения Японского моря значительно смягчают температуру побережья, несмотря на преобладание береговых ветров, и препятствуют замерзанию Сахалинского пролива даже на параллели поста Дуэ. В мае месяце это холодное течение делается заметным и уже начинает оказывать свое вредное влияние на климат побережья. В июне месяце, когда р. Амур вливает в свой лиман массу холодной воды и льды и снега в Охотском море начинают усиленно таять, влияние этого холодного течения сказывается еще более, т. к. энергия этого течения увеличивается, и оно тогда уже почти достигает берегов полуострова Кореи. В этом месяце мы находим одинаковую температуру в местностях к северу от Якутска за полярным кругом и в южной части острова Сахалина, т. е. на расстоянии 20 градусов с севера на юг. Подобное явление может быть объяснено только скоплением громадных масс снега и льда в Охотском море, для таяния которых затрачивается огромное количество тепла, приносимого теплыми восточными ветрами. Получающаяся от таяния в этом море льдов и снегов холодная вода гонится восточными ветрами к Сибирскому берегу, проникает в лиман р. Амур, откуда вместе с амурской водой устремляется на юг в Сахалинский пролив и Японское море. С наступлением июля месяца значение лиманного течения еще более увеличивается, и в это время мы находим одинаковую температуру в местностях, лежащих почти на одном и том же меридиане, но удаленных друг от друга, считая с севера на юг, более чем на 20 градусов, и действительно, у берегов Кореи под 40-м градусом северной широты температура тогда бывает одинакова с той, что около г. Якутска, т. е, севернее 60 градусов северной широты. В августе месяце в Охотском море плавающих льдов уже очень мало или совсем нет; вода в этом море несколько нагревается, как равно и вода в р. Амур, поэтому сила лиманного течения заметно ослабевает и влияние его тогда на берега бывает не очень значительное. Поэтому-то август месяц сопровождается большим числом солнечных и теплых дней и справедливо считается лучшим месяцем побережья. Существование подобных причин и в сентябре месяце делает то, что по календарю этот осенний месяц далеко теплее на побережье не только мая, но и июня... Поэтому летними месяцами на побережье нужно считать июль, август и сентябрь, что вполне зависит от большого количества в течение этих месяцев солнечных и ясных дней, в которые солнце живительными лучами может более согревать сырую почву этого нашего побережья. Туманы почти не прекращаются до конца июля, а в августе и сентябре бывают менее заметны, вместе с тем и восточные морские ветры в сентябре значительно стихают. Вот эти причины в эти месяцы создают наиболее благоприятные условия для развития жизни растительной и для деятельности человека. Из всего вышеизложенного можно заключить, что климат побережья значительно улучшился бы, если была бы возможность, заградив плотиною Сахалинский пролив южнее лимана реки Амур, отклонить холодное лиманное течение на север в Охотское море и таким образом избавить побережье от вредного влияния этого холодного течения. Тогда теплые испарения Японского моря, приносимые господствующими летом восточными ветрами, не производили бы на берега Уссурийского края таких убийственных холодных туманов, отчего в результате в летние месяцы получилось бы более ясных и солнечных дней, земля более бы нагрелась и все условия жизни и сельскохозяйственной деятельности на побережье значительно изменились бы к лучшему, что как нельзя более поспо¬собствовало бы и заселению этого края, что так необходимо для нас, в особенности в военно-морском отношении. Заграждение плотиною Сахалинского пролива могло вредно повлиять только на суще¬ствующие торговые отношения в устье реки Амур, но и этого можно избежать, если в плотине будет устроен для пропуска судов шлюз таких размеров, чтобы судоходство и торговля и устье реки Амур нисколько не пострадали бы. Нет никакого сомнения, что подобное предприятие при нынешних успехах техники вполне исполнимо, но оно и не будет стоить слишком дорого, если к нему приложить руки каторжников. Сахалинский пролив по линии от мыса Лазарев и до мыса Погиби имея едва 10 верст ширины и в наиболее глубоком месте 8 сажен глубины; тогда как пролив Бель-иль, отделяющий остров Ньюфаундленд от материка и имеющий 17 километров ширины и 50 метров (около 25 сажен) глубины, американские инженеры предлагают засыпать с той же целью - отклонения холодного течения от американских берегов, причем исчисляют расходов на это предприятие 40 миллионов долларов. Если предположить, что ширина верхнего полотна плотины будет четыре сажени, или 28 футов, средняя глубина Сахалинского пролива на намеченной линии 5,5 сажени, или 38,5 фута, считая в том числе и при¬ливную волну, которая в Сахалинском проливе достигает высоты 6 футов, и считая витрину пролива в 10 верст; или 5000 сажен, то можно определить, что на плотину пойдет около 350000 кубов камни и земли, если заложение боков плотины будет равняться 1,5 высоты ея; между тем легко видеть, что при аналогичных размерах, плотины в проливе Бель-иль можно возвести только тогда, если в воду будет брошено камня и земли в 20 раз более того, сколько нужно для возведения плотины в Сахалинском проливе. Земский начальник 8-го участка, Надпись на поле докладной записки В. Буткова гласит: «Предварительно представления сего барону Корфу прошу Г. И. Унтербергера как знатока края рассмотреть записку и дать подробное свое заключение». Подпись неразборчива. 12 марта 1892 г. № 1242 Препровождая при сем к вашему превосходительству докладную записку с предложениями земского начальника 8-го участка Старобельского уезда Харьковской губернии Владимира Буткова от 21 декабря минувшего года «Об улучшении климата нашего побе¬режья у Японского моря», канцелярия Приамурского генерал-губернатора, согласно наложенной на записке резолюции и. д. Приамурского генерал-губернатора, имею честь покорнейше просить вас с возвращением посылаемых бумаг не отказать вообще в сообщении вашего заключения по содержанию сказанной записки. Подписана и. д. правителя канцелярии Барташовым. Военный губернатор Приморской области по областному управлению 15 апреля 1892 г. г. Владивосток Эксцентричную идею, выраженную г. Бутковым по поводу климата нашего прибрежья устройством дамбы, соединяющей материки о. Сахалин, приходилось здесь не раз и раньше уже слышать. Эксцентричность ея заключается не столько в затруднительности устройства предполагаемой дамбы, но и тем, что ею предполагалось прекратить появление в Татарском проливе холодного течения из Охотского моря, которое автор считает главным виновником непривлекательного климата нашего прибрежья, и тем самым в значительной степени улучшить последний. Предполагаемое автором холодное течение из Охотского моря в Татарский пролив далеко не исследовано, существует ли оно вообще в продолжении всего года, в какой степени, куда направляется и до каких широт доходит. Если принять во внимание, что в узком месте фарватер Амурского лимана около 100 саженей ширины и около 15 футов глубины, а остальная площадь, покрытая в этой узости водою между Сахалином и берегом материка, должна быть значительно мельче и стоит около 6 месяцев подо льдом, то о каком-либо холодном течении из Охотского моря через этот пролив, могущем иметь серьезное влияние на климат местностей, лежащих около 1000 миль южнее, вряд ли может быть речь. Непривлекательные факторы нашего климата скорей нужно искать в том, что в продолжение холодного времени года дуют норд-вестовые ветра из холодных равнин Сибири, направляясь на зюйд-ост, в теплые разряженные воздушные пространства, находящиеся над японскими островами и вызываемые тем, что острова Японии омываются как с восточной, так и с западной стороны теплым экваториальным течением; эти ветра охлаждают не только прибрежье, но и прилегающие к нему водные пространства. Летом материк Сибири нагревается солнечными лучами скорее, чем вода, и получаются преобладающие зюйд-остовые ветра, приносящие много влаги из японского архипелага... Независимо оттого в проливе Лаперуза также наблюдалось, хотя мало; исследовано, холодное течение из Охотского моря. Никаких серьезных горных хребтов, тому препятствующих, нет... Более подробное обсуждение этого вопроса можно найти, между прочим, в статье доктора Зиберта в материалах к медико-топографическому описанию города Владивостока, опубликованных в медицинском прибавлении к «Морскому сборнику» 1880г., выпуск ХХ. Изложенное имею честь представить на благоусмотрение вашего высокопревосходительства. Военный губернатор «Советский Сахалин», № 2, 11.01.2008.
|
Ссылка по теме |
Главная | Новости | История | Аналоги | Проголосуй "ЗА" | Прими участие | Публикации | Мнения | Наши баннеры |
|
Проект Мост На Сахалин
В поддержку строительства мостовых переходов Хоккайдо-Сахалин и Сахалин-материк
Дизайн, программирование, поддержка и управление
|